Традиционные прибыли автопрома плавно перетекают в сферу услуг телематики


«Перспективы технологического развития электромобильного транспорта связаны с решением двух ключевых задач: производством электромобилей и беспилотным, групповым пользованием автомобилями (развитием «каршеринга»). В этом видится картина будущего автомобильной промышленности», - заявил 24 сентября на Саммите по электромобильному транспорту в КНР его председатель Chen Qingtai.

Быстрое развитие информационных технологий, например, «интернета вещей», обработки огромных массивов информации, «облачных» вычислений и мобильного интернета создали прочный технологический фундамент для предоставления услуг транспортной телематики.

Кроме того, значительная часть инвестиций также направляется в эту сферу услуг, которая подразумевает беспилотное вождение и групповое пользованием автомобилем. Согласно последним результатам исследований, проведенных Morgan Stanley, в случае успешной реализации проекта Google по созданию беспилотного автомобиля «Waymo», капитализация производителя Waymo превысит 70 млрд. долларов США, а рыночная капитализация компании Uber увеличится с 50 млрд. до 70 млрд. долларов США.

24 сентября на форуме «Транспортное реформирование путем внедрения «умных» поездок», проходившем в КНР, было достигнуто соглашение о том, что электрический привод и телематика станут двумя основными компонентами автомобиля будущего. Автомобиль из «железного коня» превращается в объект программирования и предоставления телематических услуг. Поэтому вектор перемен в развитии автопрома направлен в сторону «автопилотирования + каршеринга».


Мы видим сегодняшний тренд - это автопилотирование + каршеринг


«Основной фронт технологического развития охватывает разработки в области аккумуляторных батарей, двигателя, электрооборудования и других систем управления электромобилем, и в этом случае мы говорим об электромобиле версии 1.0. Дополнительный фронт перспективных технологий затрагивает вопросы информатизации, сетевых мобильных приложений и телематики, которые все больше и больше захватывают умы наших потребителей и, в конечном счете, приведут к созданию беспилотных электромобилей версий 2.0 или 3.0», - говорит г-н Chen Qingtai.

Он убежден, что нельзя ограничиваться только электромобилями версии 1.0 и исследования, связанные с батареей, двигателем и электронным управлением, необходимо обогатить разработками в области информационных технологий и телематики.

Государства, которые уделяют внимание исследованиями в области электромобильного транспорта и телематики, находятся на острие прогресса. Согласно результатам исследования, проведенного экономистом Стэндфордского университета США Tony Siba, озаглавленного как «Тенденции развития транспорта в 2020-2030 гг.», кривая затрат в 2025 году указывает на то, что новые автомобили будут иметь электрический привод, а транспорт будет электрифицирован, поскольку эксплуатационные затраты подобной техники составят лишь 1/10 расходов, затрачиваемых на содержание автомобилей с ДВС.

Кроме того, Tony Siba также привел данные, которые свидетельствуют о регулярном нарушении водителями правил дорожного движения и трагических последствиях их действий на дороге. Движение на личном автотранспорте в городе становится все более затруднительным и опасным, поэтому люди сделают выбор в пользу беспилотных электромобилей. Следующее поколение автомобилей станет напоминать собой «компьютер на колесах».

С этой точки зрения, именно безопасность диктует необходимость в автопилотируемых транспортных средствах. В этом году беспилотные автомобили проходят тестирование в парковой зоне, в режиме ездовых циклов и даже испытания с выездом на дорогу общего пользования.

Это позволит выяснить, с какими трудностями столкнутся пользователи во время поездки на подобном автомобиле, какая техническая поддержка потребуется «беспилотникам» в пути и что еще должен уметь делать электромобиль, передвигаясь по дороге.

Во время форума основатель компании Weimar, председатель и генеральный директор г-н Shen Hui, в интервью сообщил о том, что сегодня беспилотные автомобили можно встретить только в зонах культурного досуга и отдыха, парковых зонах и на других территориях со сравнительно малой скоростью движения.

«В настоящее время технологии беспилотного управления автомобилем находятся на втором уровне автономии L2, дальнейший ход внедрения технологий телематики зависит от гражданской позиции людей. Хотим ли мы, чтобы поездки на автомобилях были по-настоящему безопасными? Если так, то подобное станет возможным на 4- и 5-м уровнях автоматизации электромобилей. А на это потребуется еще 8-10 лет», - говорит г-н Shen Hui.

Однако беспилотных автомобилей, которые наделены искусственным интеллектом, должно становиться все больше и больше. Tian Feng, вице-президент направления автомобильной электроники корпорации ZTE, отметил, что интеллект автомобиля подобен человеческому мозгу. Каждая отдельная ячейка сама по себе проста, но потребуется еще 4 или 5 нейронов, чтобы заставить ее работать.

Иными словами, наделить автомобиль одной интеллектуальной функцией очень просто, но если вам требуется, чтобы автомобиль «думал» как человеческий мозг и обрабатывал свыше млрд. реакций, требуется создать искусственную нейронную сеть. А для этого сначала необходимо вписать автомобиль в телекоммуникационные и телематические сети, развитие которых и послужит толчком к созданию альтернативы человеческому мышлению на дороге.

«Раньше автопроизводители (OEM) концентрировали все свои усилия только на выпуске готовой продукции, то есть, автомобилей, но сегодня и завтра им, а также техническим сервисным центрам и другим поставщикам услуг, следует задуматься об использовании автомобилей после продажи. И не только прибыли и доходы автогигантов, но и всей цепочки движения товаров и услуг сервиса должны отвечать меняющейся конъюнктуре спроса, а именно, развитию групповых, повременных форм пользования автомобилями («каршеринга»)», - сказал в интервью г-н Zheng Yun, управляющий партнер Roland Berger Enterprises (Shanghai) Co., Ltd.


Умный транспорт – это саморегулирующаяся система


«Мы с уверенностью прогнозируем, что завтра или послезавтра дорожно-транспортная система превзойдет человеческие способности по восприятию дорожной ситуации и времени реакции, сделает автомобили автономными и наделит их искусственным интеллектом, значительно снизит количество дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, она преодолеет барьеры в дорожном трафике и изменит его лицо за счет управления поведением транспортных средств, а автоматизация транспорта позволит вдвое увеличить пропускную способность дорожной сети. Преодоление асимметрии информационных потоков с переходом от отдельной и локальной оптимизации к оптимизации глобальной обеспечит эффективное использование ресурсов транспортной сети», - заявил президент исследовательского института при Министерстве транспорта КНР г-н Zhang Jin-Quan.

Однако, не все специалисты разделяют радужного оптимизма в отношении «умного» транспорта. He Jifeng, академик Китайской академии наук, сказал, что в отношении развития интеллектуальной транспортной системы наша страна «забегает вперед». Результаты последних исследований показывают относительное замедление развития в этом направлении. К сожалению, во многих случаях рентабельность остается высокой только на бумаге, а вот о прибыльности автопилотов в реальной жизни говорить пока не приходится.

Интеллектуальная транспортная система – это информационная физическая среда, в которой автомобиль представляет собой физический объект. Система опоясана информационными потоками типа «автомобиль – автомобиль» и «автомобиль – дорожная инфраструктура». Основная идея состоит в создании саморегулирующейся системы восприятия состояний, анализа в режиме реального времени, принятия научно обоснованных решений и точной передаче потоков данных между информационным и физическим пространствами.

«Как поведет себя физический объект, если мы внесем его в нашу умную транспортную систему? Кроме того, если электрический автомобиль будет иметь выдающиеся "умственные" пособности, то как другие «непродвинутые» транспортные средства (мотоциклы и пр.) не столь интеллектуальные и приспособленные к автопилотированию будут чувствовать себя на дороге. Автомобиль может взаимодействовать с дорогой, но само шоссе пока неинформативно и не обеспечивает автовладельцев необходимой и точной информацией, разве что может спрогнозировать движение на расстоянии до 3 км с применением навигации GPS и технологий Baidu. Но мы надеемся, что система «автомобиль – дорожная инфраструктура» шагнет в своем развитии гораздо дальше по сравнению с нынешними формами услуг телематики», -- говорит He JiFeng.

Академик считает, что для ввода в строй интеллектуальной транспортной системы требуется решить 4 задачи. Первое, провести глубокую интеграцию информационных и физических объектов в разных масштабах мер; второе, разработать непрерывно-дискретную систему с пространственно-временными характеристиками; третье, выполнить моделирование и имитацию интеллектуального вождения; четвертое, реализовать коллаборативную модель восприятия и взаимодействия с множеством сущностей.

«Автомобиль движется непрерывно, компьютер же выполняет команды дискретно. Поэтому интеграция таких систем – дело отнюдь непростое. Недостаточно просто установить компьютер на 4 колеса. Кроме того, вызывает сложность моделирование и имитация неосновных данных интеллектуального вождения. Нам потребуется поле в несколько квадратных километров для тестирования безопасности беспилотных автомобилей в разных средах движения, иначе наш автомобиль никогда не появится на шоссе. И, наконец, инвестиции – тоже не последний вопрос. Насколько мне известно, минимальные инвестиции в подобные проекты не могут быть ниже 10 млрд.», - отметил г-н He JiFeng.


* дополнительная (уточняющая) информация в редакции переводчика выделена курсивом


Оригинал статьи на golo365.com (Кит.) / Перевод на рус. яз. LAUNCH-СНГ.